?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Менталист» (выпуск 1-й)

Нужно было мне отвлечься на что-то не очень обременительное, но достаточно занимательное, и он тут подвернулся.
Не стану развивать или опровергать «теории детектива» Сомерсета Моэма, только констатирую: я не любитель и не знаток жанра в целом, предпочитаю интеллектуальный детектив в классической версии. В основном сюжеты сериала сделаны добротно, непростая интрига, выдержанная логика. Затянувшаяся гонка за серийным убийцей чуть портит картину, ну да ладно, это придирка. Мысли, которые у меня возникали по ходу пьесы, касаются других вещей.


Выпуск 1-й: Феминизм на марше
С средины первого сезона я поняла, почему же я это смотрю ). Громко, наверное, сказано, но феминистская тенденция налицо. В сериале есть женщины-жертвы, есть женщины-преступницы, есть женщины-адвокаты, прокуроры, судьи, сенаторы, мэры, начальницы элитного спецназа полиции, заправилы мафиозных кланов и банд, настоящие и фальшивые врачи, рейнджеры, ученые, капитаны спасательной службы на океане, искусствоведы, владелицы заводов и клубов, шерифы, военнослужащие, журналистки и телеведущие (бездарные и способные, честные и продажные), пилоты, риелтеры и оценщицы драгоценностей, хакерши и IT-шницы, есть суперагент госдепартамента с оптической пушкой, есть классная взломщица сейфов, есть проститутки всех категорий и домохозяйки, юные студентки и почтенные матроны. Короче говоря, социальные статусы и роли очень разнообразны и далеко отклоняются от патриархатного дочь-невеста-жена-мать или «верная подруга/роковая соблазнительница».
У большинства женщин есть свои интересы, отличные от «него». Собственно говоря, «преступлений по страсти», т.е. совершенных действительно из-за/ради «АтнАшений», одно (прописью) из 149 показанных серий. И это убийство, в состоянии аффекта, лесбиянкой своей легкомысленной подружки (2:2). Одна персонажка убивает любовницу мужа, престарелого потаскуна, и сестра убивает сестру, вроде как из ревности, – 2 из 149 (5:20, 1:18). Еще одна персонажка как бы любит и как бы заради любви убивает ни в чем неповинную жену своего избранника, но впечатление складывается такое, что ей положение важно, а не рассеянный профессор (6:16). Несколько сюжетов условно подходит под определение «я его так любила, а он…», однако в большей степени эти преступления замешаны на оскорбленном самолюбии, мысли о потерянных возможностях и т.п. - 4 из 149 (4:2, 4:11, 4:13, 5:3). В прочих случаях, когда преступление совершает женщина, мотивами служат корысть и власть в разных видах (20), месть (14), страх разоблачения (12), психоз (4), самооборона (3), стремление подставить другого (2), стремление спасти доброе имя семьи (1). Еще более типично, что среди наемных убийц, т.е. лично никак незаинтересованных в деле, несколько мужчин и лишь одна женщина (4:12).*
Характерно, что женщины, включая домохозяек, в дурном и в хорошем не прикидываются беспомощными и не ждут, пока снизойдет оно в штанах их спасать и решать их проблемы. Жестокая, почти озверелая, но во многом справедливая Лорелея в одиночку отправляется мстить за сестру. Молоденькая негритянка Джулия берет пистолет и идет разбираться с бандюгами, которые, как она убеждена, убили ее брата. Обычная девчонка «из толпы» Карен в критической ситуации самоотверженно защищает подругу Николь (1:5). Талия Суарес предпринимает героическую и трагическую попытку найти убийцу отца (4:5). Подросток Тристи обороняется от напавшего отца и мстит за убийство матери (3:14). Как и 16-летняя Холли Престон хватает ружье, не дожидаясь рыцаря, чтобы спасти свою мать (5:13). Полусумасшедшая Рейчел пытается убить главного персонажа, мстя за отца (3:8). Простушка и добрая душа Келли на первый раз умеет за себя постоять, когда алчный гость пытается ее придушить (5:1). Даже одна из злополучных дурочек, угодивших в ловушку торговцев людьми, удачно бежит от похитителей (6:19). По-моему, уже недурная статистика.

Женщина-семья-карьера. В этом отношении показательны сюжетные линии комического Вэйна Ригсби и лирической Грейс Ван Пелт, с одной стороны, и Ригсби и Сары с другой. Грейс с самого начала несколько раз твердо отвечает «однозначно, работать». А Сара? Сара, которая слегка косит под наивную «женщину-женщину-женщину» и обращается в агентство знакомств?.. Эта Сара оказывается столь же, если не более, жесткой и однозначной в своем выборе. Для ребенка есть няня, кроме того, у ребенка есть отец, который тоже обязан. А Сара - помощник генпрокурора, и будет этим заниматься с максимальной отдачей сил. Что касаемо главной протагонистки Терезы Лисбон, перед ней не стоит и тени выбора. Работа – ее цель и средство. При том она обычная женщина из плоти и крови, и с головой там, где должна быть голова у человека. И – о диво! – резкая бескомпромиссная Тереза, твердая доминирующая Сара, умная смелая Мишель Вега и решительная Грейс имеют и поклонников, и друзей, и любимых.
Ужимки и кривляния, кое-где и кое-кем до сих пор почитающиеся за признаки «женственности», в сериале высмеиваются – в том числе в гротескном виде, когда их пускают в ход парни в кабаре трансвеститов. Такими приемами для охмурения пользуются проститутки (самый концентрированный пример – Саммер) и злодейки (Эрика Флинн). В основном же женщины ведут себя естественно, т.е. просто по-человечески.

«Сколько жен может быть у человека?»
Надеюсь, кавычек достаточно, достаточно и идиотизма самого вопроса, чтобы не объяснять, что тут ирония. Один из штампов патриархата – женщина должна терпеливо ждать, покуда ее выберут, после чего ахнуть «я всю жисть тебя ждала!» Что мы видим в сериале? Женщины наравне с мужчинами выбирают, не только между семьей и карьерой, но и мужчин. Не извиняясь по этому поводу, они присматриваются, изучают, отталкивают или сближаются, но и сближение не означает для них вечную привязь. Например, и Грейс, и Тереза довольно долго «в поиске» и проверке своих чувств.


Перейду к мужчинам, но в следующем выпуске.


- - - - - - - -
* Подчеркну - я анализирую криминальную статистику сериала, а не реальную статистику; о взаимоотношениях худ.вымысла и реальности, вероятно, скажу дальше.

UPD
Великолепный комментарий caffe_junot, выношу сюда.
В отношении феминизма Вы правы даже больше, чем думаете.
В сериале есть одна совершенно тошнотворная персонажка, Розалинда Харкер, являющая пример идеальной идиотки женщины патриархата. Ей все равно, что любовник - серийный убийца, она наглухо заперта для правды, потому что он "самолуТший" во всей галактике. Он пришел - мир ожил, он ушел - она Ждет годами. Все как он желает, все для него, все вокруг него.
Но Розалинда физически ущербна - она слепа. И сценарист говорит открытым текстом: погрязнуть в таком идиотизме может лишь слепая, беспомощная, психически покалеченная.

http://marianne68.livejournal.com/20291.html?thread=38723#t38723

Comments

caffe_junot
20 фев, 2015 05:50 (UTC)
Очень, очень интересно! Не хочу Вам мешать, но не удержусь. В отношении феминизма Вы правы даже больше, чем думаете.
В сериале есть одна совершенно тошнотворная персонажка, Розалинда Харкер, являющая пример идеальной идиотки женщины патриархата. Ей все равно, что любовник - серийный убийца, она наглухо заперта для правды, потому что он "самолуТший" во всей галактике. Он пришел - мир ожил, он ушел - она Ждет годами. Все как он желает, все для него, все вокруг него.
Но Розалинда физически ущербна - она слепа. И сценарист говорит открытым текстом: погрязнуть в таком идиотизме может лишь слепая, беспомощная, психически покалеченная.
marianne68
20 фев, 2015 18:11 (UTC)
Добавила в пост. Спасибо!

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930